?

Log in

No account? Create an account

Сюда никто силком никого не тащит.


Previous Entry Share Next Entry
Так, просто мысль
243
andrey_cruz

Дошло наконец почему меня читают преимущественно люди от 30 и старше, а те кто младше криком кричат и плюются. Все очень просто:
поколение читавших сменяется поколением смотревших и игравших. То есть такая функция как воображение постепенно отключается за ненадобностью. Отсюда, кстати, и перекос в сторону аудиокниг - слушать их проще чем полностью воспроизводить картинку в воображении, половина дела уже сделана. Ты читаешь - и все механизмы визуализации задействованы. Если читаешь много, то они развиваются. Но если ты все больше смотришь картинку, то есть то, что воображено без тебя, ты способен лишь пользоваться воображением чужим, свое уже не работает.
И вот когда я пишу о чем-то, что выходит за пределы той базы знаний, что дается сериалами и играми - у подрастающего поколения идет полный сбой по всей цепи. Они пытаются читать, не находят знакомых конструкций и раздаражются. Для них это все ни о чем, им такого не показывали и они в подобное не играли. Собственно говоря, жанр "ЛитRPG" как раз последствие атрофирования подобных способностей, молодежь радостно принимает то, что им уже показали, не надо мучить мозг и конструировать свою собственную картинку. Уровни, ачивки, внешний мир втиснут в привычные рамки и раскатан в доступную плоскую форму.
Более того, мозги, те, которые еще остались, навсегда уходят в зону немучительного комфорта, им нужна только мягкая пища, как беззубому младенцу, и дальше следствие - полное отсутствие любознательности. Любое посторонее знание становится лишним, оно вызывает боль, сознание не то чтобы не способно, это на самом деле не так, а просто не любит его принимать. Надо проворачивать те шестеренки, которые уже заржавели и закисли.

Я не говорю что это именно обо мне и моих текстах. Я как раз очень спокойно отношусь и к популярности и тиражам, воспринимаю это все как судьбу, против которой не попрешь. Но вот выборка отзывов на мои книги очень легко раскладывается на две возрастные группы. Есть и третья, люди интеллигентные, прости господи, но это несколько другое подмножество, я его сейчас не рассматриваю. Ресурс с преобладанием подрастающего поколения -- "автар дибил, ничево нипанятно" -- доминирующий отклик. Кстати, и уровень грамотности там соответствует как раз уровню тяжких двоечников поколения постарше, повально.
Люди постарше и там уже отзывы делятся по другому принципу, "понравилось/не понравилось", но и аргументация другая, уже "от текста", а не от индивидуальной способности способности его понимать. И ведь вроде простенько пишу, и все равно.

Я хер знает что с этим делать. Ничего не сделаешь, пожалуй, и никакая агитация в стиле "читайте больше" не поможет. Тем более, что можно читать удобное и легкоусваиваемое. Те же ЛитRPG. Школа тут тоже в хвосте, она не умеет прививать любовь к чтению и потребность в нем, она скорей отбивает всякое желание читать. Думаю, мы вступаем в эпоху полного управления сознанием со стороны "производителей контента". А немногие читающие будут как раз теми, кто этот контент для ширнармасс производит. Воображение как товар, как протез для тех, у кого его нет и уже не может быть.



  • 1
У аудиокниг есть один существенный недостаток: при прослушивании внимание редко концентрируется на сюжете до конца. Она звучит фоном в машине или в наушниках. Любой посторонний фактор отвлекает от сюжета. Проматывать назад не всегда удобно, вот и "выпадают" куски текста и, соответственно, смысла. Читая книгу в подобном случае просто отвлекаешься от текста, а затем продолжаешь чтение с прерванного момента. Плюс возможность пролистнуть страницу-другую назад, перечитать непонятое, взять несколько секунд паузы на осмысление... Особенно это важно, если эта книга достаточно серьезна и требует работы мозга для восприятия.

Но в тоже время аудиокнига прекрасно подходит для "перечитывания" знакомых и любимых книг (у меня целая коллекция "избранного" на флешке в автомобиле).

Еще восприятие аудиокниги сильно зависит от озвучивающего ее чтеца. Например Клюквин великолепно озвучивает "историческую" серию книг Акунина, но я даже представить себе не могу книги Круза в его озвучке. А уж если серию книг озвучивают разные чтецы с отличающейся друг от друга манерой чтения - то это делает прослушивание серии малокомфортным.

По-моему научную и околонаучную фантастику вообще в формате аудиокниги воспринимать тяжело - часто приходится останавливаться и думать "что за штуковину описал только что автор?", "какая интересная идея, ну-ка ну-ка...". Всё по-другому если литература чисто художественная и сюжет затрагивает только известные аспекты, но при этом присутствует хороший стиль и приятная озвучка. Не смог слушать аудиокниги по Бредбери, но от "Камеры Обскура" Набокова был в восторге.

  • 1